Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

 

 

Кубановедение

Освоение человеком степной зоны.
Кубановедение 7 класс

1. Определите значение терминов.

Эрозия - размыв или смыв текущей водой горных пород и почв, в результате чего возникают линейно вытянутые полые формы рельефа: долины, овраги, балки и др.

Структура почвы - форма, размеры, относительное положение и ориентация структурных отдельностей, на которые распадается почвенная масса; структурные почвы имеют комковатое или зернистое строение.

Севооборот - последовательная смена сельскохозяйственных культур на определенных земельных участках.

Мелиоративные работы - мероприятия по улучшению свойств сельскохозяйственных земель.

Орошение - искусственное увлажнение почвы с целью повышения влагообеспеченности растений.

Подножный корм - трава, срываемая пасущимся скотом.

2. Заполните схему, используя текст учебника.

3. Предложите свой проект "омоложения" степных рек Кубани.

Все степные реки Кубани находятся как бы на стадии старости и угасания. Можно ли омолодить эти реки? Да. Но для этого надо осуществить целый комплекс мероприятий: очистить реки от ила и открыть родники; пустить в степные реки воду из реки Кубани; запретить распашку земель по берегам рек; восстановить лесопосадки.

4. Составьте перечень полезных ископаемых, которыми богата Азово-Кубанская равнина. Укажите их месторождения на контурной карте.

полезные ископаемые

На севере степной зоны обнаружены запасы природного газа. В карьерах добывают песок, глину, гравий, мергель. В районе Ейска разведаны запасы минеральных вод и целебных грязей.

5. Л.Я. Апостолов (1865 - 1932), автор книги "Географический очерк Кубанской области", вышедший в свет в конце XIX в., писал:

"Очень многие жители ещё помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая сплошным бархатистым ковром злаков с массой самых разнообразных цветов... Плуг земледельца дал нашей степи новую и своеобразную красоту. Всюду, куда хватит глаз, летом видны золотисто-жёлтые колосья пшеницы; можно проехать десятки, сотни вёрст. И картина не изменится. Понятно, что для дикорастущих трав остаётся место только на выгонах, толоках, усадьбах и около дорог".
Докажите, что природные компоненты степной зоны претерпели изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приведите примеры.

В XVIII столетии, например, Азово-Кубанская равнина представляла собой девственную степь, поросшую высоким ковылем, типчаком и разнотравьем. Весной эта степь являла волшебное зрелище: миллионы цветов пестрели яркими красками в высоких травах. В этом море трав привольно чувствовали себя многочисленные степные животные. С заливистым ржанием носились табуны тарпанов. Водились тогда еще фазаны и стрепеты. Постепенно, однако, Кубань заселялась, степи распахивались и осваивались под всевозможные сельскохозяйственные культуры, и, наконец, возник современный культурный ландшафт.

6. Прочитайте отрывок из книги Л.Я. Апостолова "Географический очерк Кубанской области":

"Лет 30 - 40 тому назад фауна степи была гораздо более многочисленна, чем теперь, а излучины р. Кубань и Лаба просто кишел дичью. Дикие свиньи, дикие козы (косули), лисицы, барсуки, куницы и даже олени водились в изобилии, не говоря уже о волках и зайцах... Из птиц в степи водятся дикие утки, лыски, дрофы, стрепета, куропатки, перепела, вальднепы, бекасы... и почти исчезнувшие лебеди, которых в прежнее время было так много, что целый лиман в Черномории был назван Лебяжьим".
Как вы думаете, почему животный мир степной зоны за последние 150 - 200 лет претерпел значительные изменения?

Животный мир степной зоны за последние годы претерпел изменения из-за деятельности человека. Степи распахивались и осваивались под сельскохозяйственные угодья, так как климатические условия благоприятны для выращивания подсолнечника, свёклы, зерновых культур, картофеля. Часть земель были отведены под выпас домашних животных. Заболоченные пространства стали использовать для выращивания риса. Животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибали.

7. Вспомните из курса географии, в чём причины образования оврагов, и объясните, почему на Азово-Кубанской равнине овражно-балочная сеть развита незначительно, тогда как на территории Ростовской области, расположенной севернее Краснодарского края, она распространена довольно широко.

На Азово-Кубанской равнине засушливый климат, в отличие от Ростовской области. А поскольку образование оврагов является результатом водной эрозии, то есть процесса размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей, поэтому на Азово-Кубанской равнине овражно-балочная сеть развита незначительно.

8. Разгадайте кроссворд.

кроссворд "Освоение человеком степной зоны"

По горизонтали:

2. Город на берегах реки Адагум. Ответ: Крымск
4. Станица на реке Кочеты, центр одноимённого района. Ответ: Динская
6. Районный центр в восточной части края, который носит имя царского чиновника, возглавлявшего Кавказский комитет. Ответ: Гулькевичи
8. Административный центр самого северного района Краснодарского края. Ответ: Старощербиновская
10. Административный центр одного из районов края, расположенный на берегу реки Понура. Ответ: Калининская
11. Административный центр района, расположенного северо-восточнее Краснодара и юго-западнее Тихорецка. Ответ: Выселки
12. Город - административный центр района, на территории которого находится знаменитый конный завод "Восход". Ответ: Новокубанск

По вертикали:

1. Административный центр района, на территории которого находится станица Юго-Северная. Ответ: Тихорецк
2. Административный центр Кавказского района. Ответ: Кропоткин
3. Станица - районный центр, расположена северо-западнее города Тихорецка и юго-восточнее станицы Ленинградской. Ответ: Павловская
5. Город, в котором находится археологический музей-заповедник под открытым небом "Горгиппия". Ответ: Анапа
7. Город, расположенный на берегах реки Абин. Ответ: Абинск
8. Самый южный город Краснодарского края. Ответ: Сочи
9. Город - порт на Черноморском побережье Кавказа. Ответ: Туапсе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн