Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 
 
 

Кубановедение

Мастеровые на Кубани

мастеровые на Кубани

Многолетний опыт давал казакам возможность чувствовать себя уверенными и в военном деле, и на поле.
Но когда дело доходило до гончарного, сапожного, портняжного мастерства - тут они уступали приоритет "городьбе" - иногородним, селившимся рядом с ними с первых лет появления станиц.
Их кузни, бондарки, колесни, лавки, мастерские по пошиву одежды, обуви, изготовлению ювелирных украшений стояли обычно на Шляховой улице, проходивший через центр многих тогдашних населенных пунктов. Название сое эта улица получила от шляха (дороги), который заворачивал из степи в станицу, соединяя ее с многочисленными хуторами, селами, городом.
Попасть в центр станицы и открыть там лавочку, или, как тогда говорили, "свое дело", стремились многие из тех, кто направлялся сюда в поисках счастливой жизни. Пришельцы получали ироническое прозвище "рассейцы", возникали скорые поговорки об их занятиях: "Рассея хлеба не сея", "мелочь пузатая: ни вилами ковырять, ни шашкой рубануть", об их первых хатах - "хоромы из земли и соломы".
Однако обойтись без иногородних казаки не могли. В станице выделяли специальное место для постройки их жилищ, называемое "городок". Редко здесь попадались люди ленивые, бесшабашные, легкомысленные, чаще это были истинные мастера, не нашедшие счастливой доли на скудных землях нечерноземья и отправившиеся в далекий путь с последней надеждой благополучно устроить свою жизнь. Они работали в станице не только на уборке хлеба - каждое утро в те горячие дни по улицам "городка" можно было видеть мажары, собиравшие людей для работы в поле, - но и помогали казакам в доме: мастеровых людей приглашали починить плуг, борону, сеялку, наладить работу молотилки, паровика, сноповязалки.
Наиболее сноровистые и трудолюбивые пристраивались к казачьим семьям; в тех домах, где казаки ушли на службу и не хватало рабочей силы, иногородних даже приглашали в долю, образуя союз - скопщину, причем хозяин и мастеровой работали вместе от начала и до конца уборки. Когда скашивали урожай, то поровну делили хлебные копны.
Но подавляющее большинство "городчан" принимали заказы на дому, и это становилось основным источником их дохода. Казаки заказывали им все что угодно: ярмо для быков, рогач и кочережку для кухни, специальный крючок для дерганья сена из стога, конскую упряжь, коты для женщин, черкеску и бешмет для мужчин, корыто или ступку из дерева, ведра и лейки из жести. Построить дом, конюшню, амбар - все это могли "городовики".
Не отставали от мужчин-умельцев их жены и дочери, рукодельницы да кружевницы, каких свет не видывал. Приехавшие из разных российских уголков, они поражали кубанских девушек своими изделиями. Только им заказывали подвенечные наряды - подзорники. На кубанских рушниках для икон - наброзниках - новгородские олени соседствовали с черно-красными украинскими узорами. Умели приезжие умелицы и вязать скатерти для стола, ткать попонки и ложники.
Особым почетом у казаков пользовались сапожники, которые держали шорные мастерские. Конская упряжь одноконная и пароконная, седла, нагайки, казачьи пояса с набором - все это изготавливали шорники. Упряжь была и рабочая, и праздничная. Заказывали также упряжь выездную - московского и таврического фасонов, цирковую - специально для цирковых лошадей. Верховые седла делились на казачьи и драгунские. Сырье закупали в Екатеринодаре или Ростове-на-Дону.
Слава иногородних мастеров бежала далеко впереди них. Неудивительно, что заказами от казаков они были обеспечены на весь год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн