"Мелочи"
хозяйства
Казаки знали толк
в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. И не было для
них большей награды, чем услышать одобрение от соседей, друзей,
атамана, когда те приходили в гости и, оглядывая ухоженный скот
и хозяйственные орудия под навесом, говорили: "Да, хозяин в
этом дворе есть!"
Образцовая хозяйственность к казаку, естественно, приходила не сразу.
Бывало по молодости и легкомыслию: "Что во дворе - это не мое
дело. Забот в поле и без него хватает!"
Зато уж когда казак обретал чувство хозяина, оно дальше только укреплялось.
"Свое добро надо оберегать постоянным трудом", - говорили
в станицах.
Чтобы хозяйка не бегала каждый раз в погреб за кувшином молока,
у крылечка, что в центре появлялся шип, похожий на богатырский палец.
На него навешивали старое тележное колесо на высоте человеческого
роста, чтоб можно было дотянуться рукой. Между спицами его ставили
кувшины с молоком, укрытые сверху марлей. Само колесо можно было
вращать. Поставленное утром молоко скисало к вечеру, вечернее -
к утру было прохладным.
Каждое утро казак обходил свой двор, заглядывал в конюшни, коровник,
загоны для скота. Все, что оставалось после ночи под ногами лошадей
и коров - солома, трава, бурьян, все, что называли изъедьем - собирали
граблями и вилами, перебрасывали овцам. Не пропадать же добру!
Когда во дворе было много животных, возникала проблема "лишнего"
навоза. Опытные казаки успевали его и для поля заготавливать, и
подбрасывать на базу под ноги овцам и быкам - чтобы те утаптывали
его с осени до лета.
В жаркие дни, когда скот выгоняли на траву, на станицу, утоптанный
животными навоз резали волнистой лопатой на небольшие прямоугольники
- кизяки, которые потом сушили, складывали пирамидой. Позже их переносили
в сарай или под навес, оберегая от дождя и сырости; долгой зимой
лучшего топлива не найти: и горит долго, и жар в печи остается.
Казачий двор выглядел бы сиротливо, если бы не стоял в нем деревянный
амбар для зерна. Иногда их было несколько, крытых черепицей или
цинком. Внешне громоздкие, внутри амбары были на редкость удобными.
Посередине - проход, слева и справа от него - закрома с зерном.
Здесь помещали и специальный сундук для муки с совочком внутри,
чтоб удобнее было насыпать.
Когда молодайка несла из амбара муку в большой чашке, сверху накрывала
настольником, чтобы случайный ветер не развеял муку.
Амбары ставили обычно на высоких пиленых ракушечниках, чтобы зерно
внутри не сырело и не сгорало.
Казаки благоговейно относились к хлебу не только за столом - после
еды не оставалось крошек! - но и в поле, еще во время уборки урожая.
Заранее готовили мажару или шарабан для перевозки снопов, последний
для этого случая "наращивали" дополнительными досками;
то и другое внутри укрывали брезентом.
На поле снопы передавали из рук в руки: тот, кто был на повозке,
не "пулял" их, а укладывал осторожно, как живое существо,
соблюдая порядок - колосками внутрь: если и будут сыпаться, то все
упадет на брезент.
Обычно снопы с поля во дворы перевозили мальчишки, но гонок по дороге
никогда не устраивали.
Чтобы быстрее убрать урожай, работали с раннего утра и до поздней
ночи.
Дома поджидали снопы. Место, где собирались молотить, поливали водой,
утаптывали ногами или укатывали каменными катками, которыми потом
и молотили. Сами снопы складывали в одонки, предварительно расстелив
на этом месте парусный брезент.
Количество одонок становилось показателем урожайности года. Если
говорили:"Пять одонок намолотили!" - то это был скромный
урожай, а вот если десять - пятнадцать - соседи завидовали.