Войсковой
Александро-Невский собор
И вот настал этот
долгожданный день - 8 ноября 1872 года. 19 лет потребовалось для
строительства величественного пятиглавого Войскового собора. К сожалению,
ни атаман Я. Г. Кухаренко, при котором совершена закладка храма,
ни его первый строитель - Войсковой архитектор Е. Д. Черник, ни
другие старожилы-черноморцы не дожили до этого «праздника души»
- освящения Божьего Храма.
8 ноября являлся
высокоторжественным днем тезоименитства (Днем Ангела) Августейшего
Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской Армией
Михаила Николаевича. По приказанию Наказного Атамана генерал-лейтенанта
М. А. Цакни об этом поистине выдающемся событии в жизни казачества
было объявлено в областной газете «но Войску Кубанскому и станицам
оного для сведения и оповещения всех войсковых господ генералов,
штаб и обер-офицеров и всех жителей, желающих почтить своим присутствием
вышеозначенные торжества». Было дано даже указание начальника строевых
казачьих частей и станиц, по их усмотрению, давать увольнительные
войсковым чинам - рядовым казакам в Екатеринодар...
Благодаря проявленной
энергии и заботливости ее последних строителей «Храм Царю Славы»
был приведен к желанному концу. Однако, несмотря на « преподанные
Войском весьма немалые экономические средства,- постройка храма
обошлась далеко за 200 тысяч рублей, но да не посетуем об этом,-
писал все тот же Василий Вареник,- а умиленно возблагодарим Всемогущего
Творца за
Его благость: мы
по Его милости имеем наш новый Войсковой Соборный Храм - прилично
великолепный... Пройдут десятки лет, и внуки наши,
с благоговением
указывая своим детям на освященную сегодня обитель Всесвятого Христа-Бога
Нашего, скажут им: «Молитесь в Храме этом за
ваших предков, будьте
истинными сынами вашего Отечества и ревностно чтите Православную
Церковь».
Купола собора,
покрытые добротным демидовским железом, изготовленный знаменитыми
Демидовскими заводами, были окрашены зеленом краской, а кресты -
золоченые. В западных куполах находились колокола, самый большой
из них весил 506 пудов, звон которых в погожий летний час слышен
был за десятки верст, а сам собор, сверкая крестами, виден был и
с северного степного раздолья, и с южной далекой закубанской равнины.
Казаки терпеливо преодолевали трудные грунтовые дороги, чтобы приехать
на лошадях в столицу да поглядеть на чудо Божьего Храма, да истово
помолиться в его пределе в честь Архангела Михаила, Небесных Сил
Воеводы. Не было, видимо, ни одного православного человека, который,
глядя на собор, не снял бы шапку и не осенил бы себя крестным знамением...
Но на беду всей
Кубани и его народа пришли новоявленные хозяева - воинствующие атеисты-большевики
и лживо от «имени массы» потребовали закрыть «белый собор» (за сверкающую
белизну стен люди именовали его белым собором). Хулители православия
требовали передать «помещения под культурные цели» - устроить клуб,
а вокруг него разбить сквер. «Кроме того,- скрывавшийся под псевдонимом
«Местный», демагогически говорил корреспондент,- следует не забывать,
что в центре расположены рабфак, школы, которым «святые» отцы своим
перезвоном мешают работать». «Горсовет,- завершал свой призыв газетчик,-
проснись и выполни требования трудящихся».
Этому же кощунственному
призыву вторил некий «Пимен». «Прошел год,- писал он,- а белый собор
продолжает мозолить глаза и назойливо терзать слух краснодарских
жителей колокольной болтовней... Приют мракобесия, невежества, косности,
духовный приют обломков старого мира,- воинственно продолжал «Пимен»,-
должен быть закрыт».
Через день и каждый
день появлялись подобные заметки в большевистской газете, ратующие
за то, чтобы вместо Александро-Невского собора был открыт дом культуры,
способный стать «мощным рычагом распространения материалистических
идей и популяризатором строительства социализма в нашей стране».
Однажды в корреспонденции под заголовком «Горсовет выполняет наказ»
была даже проявлена «забота» о Храме Божьем, якобы запущенном и
разрушающемся, так как религиозная община в течение семи лет, нарушив
договор, «не производила ремонта». И вот «в целях предотвращения
дальнейшего разрушения здания, необходимо принять срочные меры к
облегчению нагрузки на стены и своды здания путем разборки верхних
надстроек, куполов, парапетов, колоколен и снятия колоколов». И
красавец собор - чудо народного зодчества был закрыт и осквернен.
«Наказ выполнили»: с него сняли купола и колокола. И разместили
в полуразрушенном храме музей атеизма. «Белого собора больше нет.
Есть дом культуры,- торжествующе писал какой-то Павел Адаменко.-
Вокруг него бьет ключом новая жизнь». Половина сатанинского дела
была сделана. Осталось только довершить разрушение Храма Божьего.
30 марта 1932 года состоялось заседание президиума Краснодарского
городского совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских
депутатов, на котором рассмотрели ходатайство жилищно-строительного
кооперативного товарищества «Красный Октябрь» о передаче ему, кооперативу,
«для разборки бывшего белого собора». Вот протокол № 14, в котором
говорится буквально следующее: «Имея в виду, что здание бывшего
белого собора, находящееся в ведении Госсовпрофа, пришло в такое
состояние, что требуются капитальные вложения для его ремонта, учитывая
полное отсутствие средств на ремонт, а также принимая во внимание,
что здание по своему характеру не может быть целесообразно использовано
ни для каких целей, занимает много места на площади, могущей быть
использованной под зеленые насаждения, не представляет собою никакой
архитектурной или исторической ценности. признать разборку его с
целью использования освобождающихся строительных материалов для
жилстроительства целесообразной, сохранив лишь находящийся под собором
подвал, оборудовав на нем
культплощадку».
И горсовет обязывал кооперативное товарищество «Красный Октябрь»
закончить разборку храма не позже 1 мая с. г.
Задание было выполнено
в срок. Варварство восторжествовало'. Город лишился одного из красивейших
своих сооружений - Войскового Александро-Невского собора, построенного
по проекту кубанского казака, академика архитектуры И. Д. Черника,
который мог стать бы уникальным памятником старины... Но никто,
как Бог! Пора сатанинского шабаша закончилась. И сошли в небытие,
как грязная вода в канавы, воинствующие атеисты и разрушители России...
Прошло более шестидесяти
лет. В октябре 1996 года, когда в Краснодаре работал 4-й Общероссийский
большой круг Союза казаков, состоялось торжественное освящение закладного
камня на месте разрушенного казачьего храма Святого Князя Александра
Невского. Казачество, общественность города и краевая администрация
решили восстановить утраченный шедевр культовой архитектуры XIX
века. Летом 2000 года в Краснодарском выставочном зале открылась
выставка эскизных проектов под девизом «Воссоздание собора Александра
Невского в г. Краснодаре». Большинство посетителей высказалось за
проект, выполненный авторским коллективом под руководством архитектора
В. Т. Головерова...
Придет радостное
время, когда новь воссияет своими золотыми главами Войсковой Божий
Храм на многострадальной казачьей земле...
<<Назад