Дорогой работник
В жизни казачьей
семьи были трудные моменты, когда испытывались её крепость, жизнестойкость.
Покупка коня и воинского снаряжения требовала от казака больших
денег. Если на службу отправлялись два сына, то снарядить обоих
в полной мере не было возможности.
Долгое отсутствие в семье двух взрослых работников весьма ощущалось.
Казаков брали на службу вначале на четыре года, но этот срок мог
удлиниться и на все десять.
Газета тех лет писала: «Тяжело живется казачьим семьям, у которых
за выходом на службу мужчин остались женщины, подростки, старики»
(«Кубанские областные ведомости», 7 июля 1896 г.).
Старшими на этот период в семье становились или бабушка, если дедушка
часто болел и не мог в полную силу заниматься хозяйством, или один
из сыновей, если его по каким-то причинам не призывали в армию.
Несмотря на отсутствие главных работников, перерывов или сбоев в
ведении казачьего хозяйства старались не допускать.
Казаки воспитывали детей в строгости, в работе и заботе о ближнем.
Настрой на работу прививался сызмальства. Бывало, отец заскочит
на лошади домой по дороге в поле, но, как бы ни спешил, обязательно
скажет:
- И не забудьте, как будете ехать на косовицу, взять пятилетнего
Ванюшу - снопы будет поправлять на мажаре.
Дети рано узнавали, что, как и когда делать в казачьем хозяйстве;
если что и забывали - старшие подсказывали.
Поначалу занимались прополкой огорода и бахчи, затем работой посложнее.
Мальчики старались брать работу "потяжельше". Может, потому,
согласно воспоминаниям старожилов, "мужеского пола ребенок
в нашем казачестве от 12 до 18 лет считается дорогим работником".
Девочкам же на заготовке сена или уборке хлеба отводилась роль погонышей:
они обычно садились на переднюю лошадь, направляя её. Вторая, свободная
лошадь на упряжи тянула за собой механическую косилку, на металлической
сидушке которой сидел братишка и следил за процессом.
Дома девчонок уже ожидали шести-семилетние братья: верхом на лошади
они катали по кругу каменные катки и таким образом молотили хлеб.
Но самая трудная работа доставалась тем девочкам, которые оставались
на поле и шли следом за косилкой, сбрасывавшей колоски на сторону.
Следом шли женщины и вязали снопы. Их укладывали крест-накрест по
10-15 снопов в одной копне, эти копны называли крестами.
За день дети уставали до такой степени, что утром их трудно было
разбудить. Взрослые прибегали к испытанному способу: обещали ребенку
купить обнову - девчонкам новое платье, выходные чувяки, ребятам
- хромовые сапоги для церкви и ярмарки, детскую казачью форму для
школы.
Особой заботой в конце лета была доставка камыша на топливо, если
по каким-то причинам не наготовили кизяков. И здесь тоже не обходилось
без участия детей. Камыш они не косили - это было опасно, можно
было порезаться, потому косили его взрослые на мелководье. А когда
выносили на берег, то дети связывали его в снопы, укладывали на
мажары и перевозили домой.
Если заготовленного летом камыша зимой не хватало, за ним ездили
на дальнюю речку или ставок. Там на льду специальными стругами срезывали
сухой камыш под корень, укладывали в сани, сверху туго натягивали
веревку. Осенью работы было поменьше. Ребятам оставался присмотр
за домашней птицей и животными: коровами, лошадьми, овцами. Девочки
рукодельничали: вышивали крестом рушники и настольники, пряли пряжу
или ткали домашнее полотно - красна, в котором нуждалась вся семья.
Может сложиться мнение, что казачата не любили или не умели отдыхать.
Это было не так. Стоит только вспомнить двенадцать годовых праздников
церкви, в которые не работали. Кроме того, каждое воскресенье ходили
в церковь. А каждый вечер после работы выходили на завалинку, грызли
семечки. Находилось время и поговорить, и поспорить, и поиграть.