Особняк Рубежанского
в Екатеринодаре
На первых планах города Екатеринодара
— 1819, 1848, 1888 годов — 14-го квартала еще не существовало —
это была Прикрепостная площадь. А затем (план 1888 г.), если он
графически и помечен, то не был занумерован. Только в начале 90-х
годов XIX века этот квартал получает «права гражданства». Его размежевали
и здесь получили плановые участки городские обыватели, в частности,
архитектор, окончивший императорскую Академию художеств, Г. В. Никитин
(Борзиковская, 2 и Почтовая, 21-23), известный общественный деятель,
первый заведующий Войсковым музеем, журналист К. Т. Живило и др.
В конце XIX века заявил о себе купец Василий Кондратьевич
Рубежанский. Родился он в Екатеринодаре в 1870 году в семье отставного
солдата, 20 лет прослужившего верой и правдой на Кавказе. Василий
Рубежанский был младшим из троих сыновей, но отличался сметливостью,
деловитостью и большой предприимчивостью. На отцовском подворье
(угол улиц Рашпилевской, 111 и Пашковской, 52) он построил огромный
2-этажный кирпичный дом (и поныне целый), где разместил свою мебельно-столярную
мастерскую и магазин.
Преуспевающий мастер-мебельщик
вскоре разбогател. Стал купцом 2-й гильдии. Женился. Но женитьба
его оказалась несчастливой: Василий Рубежанский похоронил двух своих
малюток, а затем и молодую, 27-летнюю супругу, издавна страдавшую
пороком сердца. Год спустя вдовец женился на дочери царицынского
купца Таисии Григорьевне Ефимовой — русской красавице, которая отличалась
женственностью и воспитанностью. От этого брака у него было три
сына. Но первенец, к великому горю родителей, скончался в детстве.
И можно представить, как Василий Кондратьевич и Таисия Григорьевна
заботились и берегли двух оставшихся детей: Сергея (рожд. 1909 г.)
и Бориса (рожд. 1917 г.)г.
К этому времени В. К. Рубежанский
считался одним из богатейших граждан Екатеринодара. В 1905 году
он покупает дом у художника Е.И.Посполитаки (улица Красная, 34),
уехавшего с семьей в Париж, и переводит туда мебельный магазин.
Затем приобретает участок в квартале где возводит особняк (Борзиновская,
б), ставший истинным украшением города. Определить, в каком стиле
построен дом, весьма затруднительно.
Специалисты говорят: типичная для
кубанской столицы эклектика с элементами классицизма, хотя в планировке
своей выдержан в «русском модерне» (сказывалось веяние нового времени).
Дом Рубежанского выстроился в один ряд с другими великолепными 2-этажными
особняками — домом Рудакова П. А. (это здание, украшенное балконами
и витиеватыми башенками со шпилями, погибло в годы Великой Отечественной
войны) и домом Никитина, который тоже имел высокую узорную башенку,
ныне утраченную. Чтобы не нарушать целость ансамбля, Рубежанский
не поскупился и по совету архипектора-строителя (можно предполагать,
Г. В. Никитина, жившего по соседству, или же В. А. Филиппова) постройку
сделал 2-этажную (правда, только по фасадной части) с угловой четырехскатной
башней, покрытой чешуйчатыми железными пластинами и увенчанной высоким
флюгером, кованным из металла, указывавшим стороны горизонта. А
чтобы придать особняку еще более
роскошный вид, над крыльцом был построен открытый балкон, обращенный
на запад. Хозяин и его семья, выйдя на балкон, могли любоваться
живописным закатом: оранжевый солнечный шар быстро погружался в
закубанскую туманную мглу. А в изнурительные летние жары, когда
спадал зной, наслаждаться прохладой, веющей от зеленого городского
сада, и ветерком, тянущим от недалеких вод кубанских...
Весь 14-й квартал по улице Борзиковской считался
весьма нарядным, «аристократическим» и не последнее место в «этой
заслуге» принадлежало купцу-богачу Рубежанскому, который, как известно,
к этому времени владел еще двумя домами: на Красной (о нем говорилось
выше -ныне детская библиотека им. братьев Игнатовых) и по улице
Длинной, 30.
В первом десятилетии ХХ века и в Екатеринодаре
начался бурный век кино - «Великого Немого». В конце 1906 года на
улице Красной, на 2-м этаже дома К. М. Демержиева, был открыт первый
стационарный кинотеатр, названный владельцами «1-м французским электробиографом
братьев Боммер» (из Харькова). Весной 1907 года в Летнем городском
саду распахнул двери для зрителей вновь отстроенный деревянный «Театр-Электро»
П. Я. Соколова, 13 октября того же года по улице Красной, 34 начал
демонстрировать «движущиеся живые фотографии» синематограф «Бомонд-Иллюзия»,
принадлежащий В. К. Рубежанскому. Долго не сходила с экрана этого
электробиографа, названного в пику братьям Боммер, «1-м американским»
театром, лента в 9-ти картинах «Драма жизни» - из современной жизни
рабочего. Картина повсеместно, как вещала реклама, пользуется «громадным
успехом». Еще бы! К тому же у Рубежанского фильм шел под бравурные
звуки «Марсельезы». Областная газета по этому поводу иронизировала,
что «она «Марсельеза») при этом ни к селу ни к городу» и исполняется
лишь для рекламы. Знал 6ы хозяин, к чему приведет пропаганда революционного
гимна, никогда б его не играл! В 1908 году В. К. Рубежанский, увлекшийся
прибыльным электробиографом, ликвидировал свои мебельные дела и
магазин. В конце года все кинотеатры Екатеринодара (а их уже было
5!), как бы сговорившись, весь кассовый сбор одного рабочего дня
решили пожертвовать в пользу бедных и обездоленных, которым было
не до посещения электробиографа, «кто мерзнет, голодает тогда, когда
другие пируют и бросаются деньгами», как писала прогрессивная «Новая
заря».
21 декабря и В. К. Рубежанский устроил благотворительный
вечер, обширная программа которого, состояла из двух отделений:
сеанса электробиографа (с 17 до 21 часа) и танцев под оркестр военной
музыки (с 21 до 2 часов ночи). Сбор этого вечера, как уведомлял
хозяин, полностью поступит в распоряжение председательницы Екатеринодарского
благотворительного общества Ея Превосходительства супруги Начальника
Кубанской области Софии Иосифовны Бабыч.
Есть поговорка: хочешь жить — умей вертеться. И
В. К. Рубежанский следовал этой народной мудрости. Вот тому наглядный
пример. Однажды в газете появилась остроумная реплика под заголовком
«Пожалуйте-с, у нас покупали!» «Вчера вечером, — острил местный
корреспондент, — возле электробиографа г-на. Рубежанского стоял
его служащий и предупреждал мимо идущую публику: «У Боммера сеанс
уже закончен-с, пожалуйте к нам на верх-с!» На это один шутник ответил:
«Не тратьте, куме, силы да пускайтеся на дно».
И решил Василий Кондратьевич сдавать свой прекрасно
оборудованный и просторный кинозал в аренду. 19 сентября 1909 года
в нем открылся театр «Star» («Звезда»), принадлежащий братьям Анохиным.
Открытие его произвело сенсацию в Екатеринодаре, так как программа
сеанса состояла из 4-х отделений, длиною кинолент в 1150 метров!..
В 1912 году вся недвижимость Рубежанского оценивалась
в 125 тысяч золотом. Кроме того, в 1915 году он владел мельницей
в станице Афипской. А в дальнейшем купил еще два домовладения по
соседству по улице Почтовой (Постовой, 21/2-23).
Характерный штрих: несмотря на свои богатства,
Василий Кондратьевич отличался скупостью и надменностью, доходившей
до того, что он мог «по забывчивости» не оплатить свой проезд в
поезде Владикавказской железной дороги, за что подвергся 15-рублевому
штрафу и аресту на трое суток. Как видим, в старину законы были
строги для всех — и для бедняка, и для богача... Но можно сказать:
это все мелочи жизни. Настоящая же беда пришла с гражданской войной.
Выселения, ущемления, аресты, расстрелы стали обычным явлением в
жизни екатеринодарцев. И не зря молвится: пришла беда — открывай
ворота...
Много радости принесло В. К. Рубежанскому, когда
в 1918 году в Екатеринодар приехала после долгой разлуки его родная
сестра, известная московская артистка, примадонна русской оперетты
Феоктиста Вышинская. Весь зимний сезон она играла на сцене Северного
театра Лихацкого. И вдруг в одночасье сгорела от тифозной горячки
37 лет от роду.
Но это была не самая страшная беда...
В марте 1920 года установилась Советская власть.
А в августе, когда на Кубани высадился десант барона Врангеля, большевики
произвели массовые аресты богатых купцов, бывших дворян и офицеров
Русской Императорской Армии и бросили их в Екатеринодарскую тюрьму
в качестве заложников. Арестовали и В. К. Рубежанского. Но десант
был разгромлен. Угроза Екатеринодару миновала. Однако все заложники,
ни в чем не повинные, были расстреляны «пламенными революционерами».
Жертвой красного террора пал и Василий Кондратьевич Рубежанский.
Его жена Таисия Григорьевна осталась с двумя несовершеннолетними
детьми на руках. Начались гонения. Семью выселили из родного дома,
а всю благоприобретенную недвижимость Рубежанского национализировала
новая власть. Красивую молодую вдову сосватал комиссар Беляев, усыновив
детей Рубежанского, тем самым, сохранив жизнь обездоленной семье,
лишившейся кормильца, и ее безопасность. Однако, несмотря на эту
«подстраховку», роскошный купеческий особняк по улице Борзиковской,
6 на основании распоряжения Наркомвнудела от 15 марта 1922 года
за №1790/3 был муниципализирован...
Младший сын погибшего купца Борис окончил Ленинградский
кораблестроительный институт, работал и жил в городе на Неве, а
другой, старший, Сергей, - в Краснодаре-. В период «оттепели» он
вернул себе фамилию родного отца...
Такова краткая история семьи известного купца В.
К. Рубежанского и его великолепного особняка, где ныне размещается
Торгoво-промышленная палата...
Дом В. К. Рубежанского — памятник гражданского
зодчества начала ХХ века — взят на учет, охраняется Законом Российской
федерации. И радует душу своей архитектурной красотой...