Меоты - земледельческие
племена Северо-Западного Кавказа. Кубановедение 5 класс
1. Заполните
пропуски в тексте.
В эпоху раннего
железного века в Прикубанье и в Восточном Причерноморье проживали
оседлые племена. Своё наименование меоты получили
от древнего названия Азовского моря - Меотида.
Меотские племена - синды, дандарии, фатеи, псессы и другие
занимали бассейн среднего и нижнего течения реки Кубани.
2. Заполните
схему, характеризующую основные занятия меотов.
Виды хозяйственной
деятельности
Земледелие
|
Скотоводство
и рыболовство |
Ремёсла |
Торговля |
Выращивание проса,
ячменя, пшеницы, ржи, чечевицы, льна |
Производство молока,
мяса, использование шерсти, шкур животных, их тягловой силы.
Коневодство для военных целей. |
Гончарное, металлургия,
ювелирное производство. |
Торговля с греческими
колониями Боспорского царства. |
3. На плане
"Меотское городище" обозначьте цифрами основные постройки.
1. Вал
2. Оборонительная стена
3. Хижины
4. Мост через ров
5. Сторожевые башни
6. Ров
4. Перечислите
в "археологическом дневнике" находки, обнаруженные во
время раскопок меотского городища.
Во время раскопок
меотских поселений найдены небольшие железные серпы, квадратные
зернотёрки, круглые жернова и остатки зерновых ям конической формы.
5. Заполните
схему.
Торговые
связи меотов с греческими колонистами
Товары,
поставлявшиеся меотами |
Товары,
поставлявшиеся греками-колонистами |
Скот,
рыба, меха, рабы, хлеб |
Чернолаковая
и бронзовая посуда, стекло (бусы, флаконы, чаши), дорогие ткани,
ювелирные изделия, вино и оливковое масло в амфорах. |
6. Восстановить
последовательность событий, описанных в рассказе "Городок у
дубовой рощи", впишите в клеточки соответствующие буквенные
обозначения. Прочитайте название меотского племени, к которому принадлежала
царица Тиргатао.
М - Ужин уставших
воинов.
Ы - Отъезд отряда из посёлка.
И - Возвращение Блепса с поля.
О - Приезд знатных гостей.
Т - Разгрузка гончарной печи.
К - Приготовление лепёшек.
А - Переговоры в доме вождя
С - Сообщение о приближении незнакомых всадников.
Ответ: ИСКОМАТЫ
7. Напишите
рассказ "Один день из жизни меотского посёлка", проиллюстрируйте
один из его сюжетов.
Отец встал очень
рано, ему предстояло отправиться к морю за уловом. А уловом могла
стать такая ценная рыба, как осетр, судак, севрюга, сазан, сом.
Для этого он использовал сеть, бронзовые и медные крючки. Мать уже
суетилась около печи, пекла хлебные лепешки. Скоро встанут дети,
они отправятся в поле собирать просо. Младшей дочери дали задание
сходить к дедушке, который жил недалеко, он был гончаром. В хозяйстве
необходима была посуда, дедушка обещал изготовить новые миски, кружки,
сосуды. Девочка с радостью побежала в своем новом наряде, который
сшила её мама, из материи, которую соткала её старшая сестра.
8. Определите
значение терминов. Выпишите слова, вызвавшие затруднения при изучении
материала параграфа. Определите их значение.
Меоты
- племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном
побережье Азовского моря
Городище
- в археологии - поселение, имеющее укрепление (валы, рвы, стены).
Амфора
- глиняный (реже металлический) сосуд с округлым или вытянутым туловом,
двумя вертикальными ручками и узким горлом.
9. На контурной
карте 3 подпишите названия оседлых земледельческих меотских племён.
10. На "ленте
времени" (стр. 38) отметьте период обитания на Кубани меотов.