Культурная
жизнь Кубани в 1900 - 1917 годах.
Кубановедение 9 класс
1. Заполните
пропуски.
В начале XX в. на
Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в
том числе: начальные училища и церковноприходские школы, средние
учебные заведения - гимназии и реальные училища, мусульманские школы
(медресе), воскресные школы, учительские семинарии, учительский
институт. Профессиональное образование давали сельскохозяйственные,
ремесленные, технические, коммерческие школы и училища, военно-фельдшерская
школа.
О недостаточно высоком
развитии региональной системы образования свидетельствовало отсутствие
высших учебных заведений.
2. Решите
кроссворд
По горизонтали:
3. Исследователь
кубанского фольклора один из руководителей Кубанского казачьего
хора. Ответ: Концевич
4. Врач, стоявший у истоков создания санаторно-курортных учреждений
в Анапе. Ответ: Очаповский
6. Один из черноморских курортов. Ответ: Геленджик
7. Автор "Истории Кубанского казачьего войска" Ответ:
Щербина
8. Писательница, литературное творчество которой начиналось с публикаций
в кубанской прессе. Ответ: Шагинян
По вертикали:
1. Археолог, с именем
которого связано исследование древних курганов на Кубани в конце
XIX - начале XX в. Ответ: Веселовский
2. Известный русский писатель, любивший отдыхать в Джанхоте. Ответ:
Короленко
5. Выдающийся пианист и композитор, успешно гастролировавший в Екатеринодаре
в начале XX в. Ответ: Скрябин
3. Установите
соответствие.
а)
Н.Н. Канивецкий
б) А.Е. Пивень
в) П.П. Орлов
г) М.К. Седин |
1)
поэзия и фольклористика
2) бытоописательство и юмор
3) популяризация истории казачества
4) издание журнала "Прикубанские степи", описание
жизни и деятельности выдающихся представителей кубанского казачества |
Ответ:
4. Составьте
план сообщения по теме "Музыка, театры и зрелища на Кубани
в начале XX в."
План
1. Музыка в Екатеринодаре в начаде
XX в.
2. Развитие театрального искуства в Екатеринодаре
3. Зрелища на Кубани. Цирк "Колизей"
Сообщение
"Музыка, театры и зрелища на Кубани в начале XX в."
Кубань по праву считалась в годы
революций и Гражданской войны культурной столицей Юга России. Еще
в 1911 и 1912 гг. выдающийся композитор А,Н. Скрябин давал в Екатеринодаре
концерты. Его музыку местная газета называла «вихрем, ошеломляющим
душу». С.В. Рахманинов в 1913 г. дал концерт в Екатеринодаре, составленный
из лучших своих произведений. Печать отмечала, что присутствующие
на концерте «с истинным наслаждением» Слушали «этого редкого музыканта».
В 1910 г. екатеринодарцы аплодировали Ф.И. Шаляпину. Получил в
это время всемирную известность уроженец станицы Отрадной певец
В.П. Дамаев. Совместное выступление Дамаева и Шаляпина в Париже
в 1910 г. в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» называли триумфом
русской вокальной школы.
Екатеринодар начала XX века, несмотря на провинциальность, был крайне
неравнодушен к театру. По подсчетам столичного журнала «Театр и
искусство», в 1917 году в городе работали тридцать три театральных
коллектива, среди них и профессиональные, и любительские. Здесь
было три стационарных театра: Летний (в Городском саду), Зимний
(на его месте сегодня расположена Филармония) и Северный (впоследствии
ставший кинотеатром «Россия»). Театральная жизнь была весьма насыщенной:
например, в Летнем театре по договору городской управы с антрепренерами
спектакли должны были идти не реже 6 раз в неделю. Рост цен вел
к подорожанию театральных билетов, которые и ранее были недешевы;
так, на выступление поэта-футуриста Василия Каменского билеты стоили
от 50 копеек до 2 рублей 50 копеек (в то время как билет на трамвай
в 1910-х стоил 3 копейки). Выступление во вместительном Летнем театре
(1449 мест) приносило труппе 700-800 рублей.
В 1917 году на Кубани выступали прима-балерина Мариинского театра
Ольга Преображенская, столичный бас Платон Цесевич, исполнительница
народных песен Нина Тарасова. Михаил Гнесин неоднократно читал в
Екатеринодаре лекции и доклады, а также помогал нотными изданиями
музыкальному училищу (где преподавал в 1911-1913 годах).
В Екатеринодаре существовал стационарный цирк. Назывался он «Колизей»
и раполагался на углу улиц Пролетарской и Насыпной. Построен цирк
был ещё до революции, а в начале 1930-х годов разобран «за ветхостью».
Вмещал цирк две тысячи зрителей и принадлежал братьям Ефимовым.
Именно в нём смешили публику популярные клоуны-сатирики Донато и
Виталий Лазаренко (о нём в своем время говорила вся Россия!). Здесь
проводились международные чемпионаты по французской борьбе и конкурсы
женской красоты, выступали силач Иван Поддубный, дрессировщик Владимир
Дуров и другие знаменитости русской цирковой арены.
5. Чем можно
объяснить популярность конных скачек и особенно джигитовки на Кубани?
Каковы корни развития этого вида боевого искусства у казаков и адыгов?
Казаки говорят:
« Конь казаку наилучший друг», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего
сына – на коня садиться», « Казак сам не ест, а коня покормит»,
« Казак без коня, что солдат без ружья». Всех поговорок, указывающих
на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть! Конь был важен
в военных действиях и в мирном труде, как у казаков, так и у адыгов.
Кубанское казачье войско поддерживало искусство верховой езды. Для
этого не только готовились специальные учебные пособия, но и проводились
регулярные скачки.
6. Ф.А.
Коваленко называли "кубанским Третьяковым". Приведите
не менее трёх аргументов в пользу такого сравнения.