Итоговые
задания к главе II. Кубановедение 9 класс
1. О чём
свидетельствуют цифры и факты, приведённые авторами В.Н. Ратушняком
и В.А. Кумпаном в книге "Северо-Западный Кавказ в условиях
рыночной экономики"?
"Если в 1893
г. по р.Кубани курсировало 3 парохода и 115 барж грузоподъёмностью
в 0,5 млн пуд., то через 20 лет, по неполным данным судоходной инспекции,
частные владельцы пароходных обществ имели 20 судов с механическими
двигателями и 145 непаровых судов грузоподъемностью в 1,6 млн пуд.
С 1900 по 1913 г. грузооборот по р. Кубань возрос более чем в 30
раз. Речной флот монополизировал вывоз грузов там, где не было поблизости
железной дороги, и успешно конкурировал в районах, где пути их соприкасались.
Так, в 1923 г. из Екатеринодара по железной дороге было отправлено
5,2 млн пуд. груза, а по р. Кубани - 4,2 млн пуд."
Цифры, приведённые авторами свидетельствуют
о развитии судоходства на Кубани в начале XX века. Активное развитие
судоходства, увеличение грузоперевозок, безусловно, является важным
показателем успешного развития рыночной экономики. В конце ХIХ –
начале ХХ века экономика Кубани интенсивно наращивала свой сельскохозяйственный
и промышленный потенциал.
2. Используя
текст учебника, атлас, с помощью условных обозначений нанесите на
контурную карту предприятия пищевой промышленности, а также центры
добычи и переработки полезных ископаемых на Кубани в 1900 - 1914
гг.
3. Кто изображён
на приведённых ниже фотографиях? Какую роль сыграл каждый из этих
людей в событиях Гражданской войны на Кубани?
Я.В. Полуян |
Родился
в казачьей семье на Кубани в станице Елизаветинской. Участник
революционного движения. В 1917 году избран председателем
Исполкома Екатеринодарского совета, членом Екатеринодарского
комитета РСДРП(б). В годы Гражданской войны — на Кавказе,
в 1918—1920 годах Я. В. Полуян последовательно занимает должности
председателя Кубанского областного ревкома и облисполкома,
председателя Совнаркома Кубано-Черноморской советской республики,
председателя реввоенсовета Северо-Кавказской (11-й) армии,
член Реввоенсовета Кубанской (9-й) армии, начальника политотдела
Юго-Западного фронта. После окончания войны Я. В. Полуян —
на государственной, хозяйственной и партийной работе. |
Л.Г. Корнилов |
Русский
военачальник. Герой русско-японской и Первой мировой войн.
Верховный главнокомандующий Русской армии. Участник Гражданской
войны, один из организаторов и Главнокомандующих Добровольческой
армии, руководителей Белого движения на Юге России. Корнилов
стал соорганизатором Добровольческой армии на Дону. Армия
отправилась в Кубанский край для создания на Кубани базы для
дальнейшей борьбы с большевиками. 9 февраля 1918 года Корнилов
во главе Добровольческой армии выступил в Первый Кубанский
поход.
31 марта 1918 — убит при штурме Екатеринодара. |
4. А.И.
Деникин в написанных им в эмиграции мемуарах отмечал, что если в
конце 1918 г. кубанцы составляли 2/3 его армии, то к концу 1919
г. - лишь около 15 процентов. Какими причинами были вызваны подобные
перемены?
Эти перемены
были вызваны разногласием между союзниками Белыми и Кубанским правительством.
Из-за этого было массовое дезертирство казаков из Добровольческой
армии.
Между союзниками сразу обозначились глубокие противоречия. Росла
напряженность в отношениях Добровольческой армии и местных правительств,
особенно — в отношениях с Кубанской краевой радой. А.И Деникин однозначно
заявил о категорическом неприятии особого пути казачества и признании
трёхцветного национального русского знамени. Наиболее серьезным
ударом по Раде стало убийство ее бессменного председателя Н. С.
Рябовола. Самостийнические течения на Кубани усилились после его
убийства.
5. Покидая
в марте 1918 г. занятый красными Екатеринодар, члены рады в обращении
к населению отметили, что "казачество не смогло защитить своих
избранников". Как вы считаете, почему так произошло?
Казачество не смогло защитить своих
избранников поскольку был раскол среди казаков и не все поддерживали
политику проводимую Кубанской Радой.
Росли сословно-классовые противоречия. Особые надежды возлагались
на казачьи части, возвращавшиеся на Кубань с фронта. Но именно фронтовые
казаки были настроены оппозиционно по отношению к краевому правительству,
считая, что оно выражает лишь интересы верхов, а не всего казачества.
Раскол произошел как среди иногородних, так и среди казаков. Раде
удалось привлечь к себе зажиточную часть иногородних, тогда как
беднейшее казачество заявило о поддержке революции совместно с иногородним
крестьянством. Расстановка политических сил в области достиагла
крайней степени обострения.
6. Рассмотрите
изображения двух выдающихся произведений архитектуры XIX и начала
XX в. - Александро-Невского собора (слева) и Свято-Троицкого собора.
Укажите черты сходства и различия. Какой архитектурный стиль преобладает
в каждом из строений и каковы его особенности?
Свято-Троицкий
собор -двухэтажное здание увенчано 11 куполами и имеет
вид корабля. Был заложен в Екатеринодаре 3 октября 1899 года в память
о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении
царского поезда в октябре 1888 года. Разработанный главным архитектором
Екатеринодара Иваном Мальгербом. Построен в стиле ампир.
Александро-Невский собор - был заложен на войсковые
средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Построен
в русско-византийском архитектурном стиле, сложившемся в России
в первой трети XIX века.
7.
Согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17 сентября
1920 г. "О рабочих факультетах" на рабфаки принимались
"рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, делегированные производственными
союзами, фабрично-заводскими, партийными отделами работы в деревне,
волостными, уездными и губернскими исполкомами". На дневных
рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на заочных - четрёхлетний.
В середине 1920-х годов около 40 процентов мест при приёме в вузы
было занято выпускниками рабфаков. Краснодарский рабфак был занесён
в список "твёрдых рабфаков республики". Улица Гимназическая
была переименована в Рабфаковскую.
Проанализируйте
вышеприведённую информацию и дайте оценку (с учётом плюсов и минусов)
роли рабфаков в развитии образования.
Рабочие факультеты
(рабфаки) сыграли важную роль в деле подготовки высокообразованных
кадров на заре становления молодого советского государства. Многие
их выпускники затем успешно продолжили учебу в вузах и стали высокообразованными
специалистами. За полтора десятилетия своего существования рабфаки
подготовили более полумиллиона абитуриентов. Их выпускники составляли
тогда около сорока процентов студентов ВУЗов.