Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

 

Кубановедение

Итоговые задания к главе II. Кубановедение 9 класс

1. О чём свидетельствуют цифры и факты, приведённые авторами В.Н. Ратушняком и В.А. Кумпаном в книге "Северо-Западный Кавказ в условиях рыночной экономики"?

"Если в 1893 г. по р.Кубани курсировало 3 парохода и 115 барж грузоподъёмностью в 0,5 млн пуд., то через 20 лет, по неполным данным судоходной инспекции, частные владельцы пароходных обществ имели 20 судов с механическими двигателями и 145 непаровых судов грузоподъемностью в 1,6 млн пуд. С 1900 по 1913 г. грузооборот по р. Кубань возрос более чем в 30 раз. Речной флот монополизировал вывоз грузов там, где не было поблизости железной дороги, и успешно конкурировал в районах, где пути их соприкасались. Так, в 1923 г. из Екатеринодара по железной дороге было отправлено 5,2 млн пуд. груза, а по р. Кубани - 4,2 млн пуд."

Цифры, приведённые авторами свидетельствуют о развитии судоходства на Кубани в начале XX века. Активное развитие судоходства, увеличение грузоперевозок, безусловно, является важным показателем успешного развития рыночной экономики. В конце ХIХ – начале ХХ века экономика Кубани интенсивно наращивала свой сельскохозяйственный и промышленный потенциал.

2. Используя текст учебника, атлас, с помощью условных обозначений нанесите на контурную карту предприятия пищевой промышленности, а также центры добычи и переработки полезных ископаемых на Кубани в 1900 - 1914 гг.

3. Кто изображён на приведённых ниже фотографиях? Какую роль сыграл каждый из этих людей в событиях Гражданской войны на Кубани?

Я.В. Полуян
Я.В. Полуян
Родился в казачьей семье на Кубани в станице Елизаветинской. Участник революционного движения. В 1917 году избран председателем Исполкома Екатеринодарского совета, членом Екатеринодарского комитета РСДРП(б). В годы Гражданской войны — на Кавказе, в 1918—1920 годах Я. В. Полуян последовательно занимает должности председателя Кубанского областного ревкома и облисполкома, председателя Совнаркома Кубано-Черноморской советской республики, председателя реввоенсовета Северо-Кавказской (11-й) армии, член Реввоенсовета Кубанской (9-й) армии, начальника политотдела Юго-Западного фронта. После окончания войны Я. В. Полуян — на государственной, хозяйственной и партийной работе.
Л.Г. Корнилов
Л.Г. Корнилов
Русский военачальник. Герой русско-японской и Первой мировой войн. Верховный главнокомандующий Русской армии. Участник Гражданской войны, один из организаторов и Главнокомандующих Добровольческой армии, руководителей Белого движения на Юге России. Корнилов стал соорганизатором Добровольческой армии на Дону. Армия отправилась в Кубанский край для создания на Кубани базы для дальнейшей борьбы с большевиками. 9 февраля 1918 года Корнилов во главе Добровольческой армии выступил в Первый Кубанский поход.
31 марта 1918 — убит при штурме Екатеринодара.

4. А.И. Деникин в написанных им в эмиграции мемуарах отмечал, что если в конце 1918 г. кубанцы составляли 2/3 его армии, то к концу 1919 г. - лишь около 15 процентов. Какими причинами были вызваны подобные перемены?

Эти перемены были вызваны разногласием между союзниками Белыми и Кубанским правительством. Из-за этого было массовое дезертирство казаков из Добровольческой армии.
Между союзниками сразу обозначились глубокие противоречия. Росла напряженность в отношениях Добровольческой армии и местных правительств, особенно — в отношениях с Кубанской краевой радой. А.И Деникин однозначно заявил о категорическом неприятии особого пути казачества и признании трёхцветного национального русского знамени. Наиболее серьезным ударом по Раде стало убийство ее бессменного председателя Н. С. Рябовола. Самостийнические течения на Кубани усилились после его убийства.

5. Покидая в марте 1918 г. занятый красными Екатеринодар, члены рады в обращении к населению отметили, что "казачество не смогло защитить своих избранников". Как вы считаете, почему так произошло?

Казачество не смогло защитить своих избранников поскольку был раскол среди казаков и не все поддерживали политику проводимую Кубанской Радой.
Росли сословно-классовые противоречия. Особые надежды возлагались на казачьи части, возвращавшиеся на Кубань с фронта. Но именно фронтовые казаки были настроены оппозиционно по отношению к краевому правительству, считая, что оно выражает лишь интересы верхов, а не всего казачества.
Раскол произошел как среди иногородних, так и среди казаков. Раде удалось привлечь к себе зажиточную часть иногородних, тогда как беднейшее казачество заявило о поддержке революции совместно с иногородним крестьянством. Расстановка политических сил в области достиагла крайней степени обострения.

6. Рассмотрите изображения двух выдающихся произведений архитектуры XIX и начала XX в. - Александро-Невского собора (слева) и Свято-Троицкого собора. Укажите черты сходства и различия. Какой архитектурный стиль преобладает в каждом из строений и каковы его особенности?

Свято-Троицкий собор -двухэтажное здание увенчано 11 куполами и имеет вид корабля. Был заложен в Екатеринодаре 3 октября 1899 года в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении царского поезда в октябре 1888 года. Разработанный главным архитектором Екатеринодара Иваном Мальгербом. Построен в стиле ампир.
Александро-Невский собор - был заложен на войсковые средства 1 апреля 1853 года на Базарной площади Екатеринодара. Построен в русско-византийском архитектурном стиле, сложившемся в России в первой трети XIX века.

7. Согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17 сентября 1920 г. "О рабочих факультетах" на рабфаки принимались "рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, делегированные производственными союзами, фабрично-заводскими, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами". На дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на заочных - четрёхлетний. В середине 1920-х годов около 40 процентов мест при приёме в вузы было занято выпускниками рабфаков. Краснодарский рабфак был занесён в список "твёрдых рабфаков республики". Улица Гимназическая была переименована в Рабфаковскую.

Проанализируйте вышеприведённую информацию и дайте оценку (с учётом плюсов и минусов) роли рабфаков в развитии образования.

Рабочие факультеты (рабфаки) сыграли важную роль в деле подготовки высокообразованных кадров на заре становления молодого советского государства. Многие их выпускники затем успешно продолжили учебу в вузах и стали высокообразованными специалистами. За полтора десятилетия своего существования рабфаки подготовили более полумиллиона абитуриентов. Их выпускники составляли тогда около сорока процентов студентов ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн