Красное училище
Первыми по времени
"школами грамотности" в Запорожской Сечи и поначалу в
Черномории были Войсковые канцелярии. Именно из них выходили завзятые
грамотеи, "письменные люди", "бумажные души",
как их не без улыбки величал простой народ. Эти канцелярские воспитанники
часто даже получали характерные фамилии - Писарчук, Бумажный. Способные
хлопцы-казачата, приставленные к писарю, несколько лет кряду добросовестно
изучали премудрости родного языка и каллиграфии и затем сами отправляли
писарские должности, весьма почетные, являясь незаменимыми людьми
и гордостью не только самого Войска, но и семьи, из которой вышел
"дюже грамотный человек".
Перед войсковым обществом, по настоянию высших властей Петербурга
и Харькова, встала первоочередная задача - повысить грамотность
населения. Пришло понимание: человек грамотный сознательней исполняет
свой общественный и гражданский долг. "Неученье - тьма, а ученье
- свет", - стала популярной среди людей поговорка. А то, подумать
только, подавляющее большинство черноморцев не могло даже расписаться
- вместо подписи рисовали крестики. И это касалось не только рядовых,
но и большого войскового начальства. Есть довольно убедительные
свидетельства, что сам незаменимый и доблестный воин Захарий Чепега,
возглавлявший быструю казачью конницу и храброе Войско Черноморское,
был неграмотный или, во всяком случае, полуграмотный. Более того,
сохранился документ, где атаман, конечно же писарской рукой, писал
9 января 1794 года в войсковое правительство: "Как я грамоты
читать и писать не умею, а по должности Кошевого атамана, Высочайше
мне вверенной, к письменным делам письмоводителем оного Войска полковой
старшина Степан Порывай...определен..." Поэтому он поручал
своему грамотному помощнику подписывать исходящие от него бумаги.
И, действительно, атаманская подпись в сохранившихся документах
отличается витиеватым изяществом букв. Другой его писарь И.Мигрин,
оставивший нам любопытные мемуары под названием "Похождения,
или История жизни Ивана Мигрина, черноморского казака", сообщает:
"Я пользовался неограниченной доверенностью Чепеги, за которого,
по безграмотству его, подписывал его именем все бумаги - что было
не тайно, а всем известно". Чему же удивляться, если рядовые
черноморцы были сплошь неграмотными?..
И вот в 1803 году в Екатеринодаре, стараниями Войскового Атамана
Ф.Я. Бурсака, открывается первая церковно-приходская школа, в которой
занятия начались 17 августа. Ее смотрителем стал протоиерей Черноморского
казачьего Войска К.В. Россинский, совсем недавно прибывший на Кубань.
Помогал ему еще один учитель, так как учеников - казачьих детей
- набралось немало - 108 человек (97 мальчиков и 11 девочек).
В ведомости, составленной К.В. Россинским в 1806 году, сообщается
о том, что хотя "училище основано", но "еще до сего
времени по форме не открыто". Известно, что в том же году,
14 декабря, радетелю народного образования все-таки ударя, радетелю
народного образования все-таки удалось открыть училище "по
форме", то есть, надо думать, его разместили в какой-то хорошей
турлучной хате. Однако переписка об устройстве в Екатеринодаре училища
продолжалась и позже. Так, Дюк де Ришелье, генерал-губернатор Новороссии,
посетивший Кубань, в докладной записке, адресованной Государю Императору
Александру I, 14 июля 1807 года, подробно информируя о жизни казачьего
края, писал: "Недостает только в г.Екатеринодаре училища, в
котором бы, по отдаленности его от губернского г.Симферополя, можно
штаб и обер-офицерских и казачьих детей по возможности образовать;
они крайне о том заботятся и моего просили ходатайства. Не благоугодно
ли будет Императорскому Величеству, - продолжал герцог, - Всемилостивейше
повелеть учредить в Екатеринодаре, на содержании Войска, малое народное
училище, до времени пока, и, смотря по обстоятельствам, большое
произвести можно будет..."
Слова Дюка де Ришелье не остались без внимания со стороны Государя
Императора. В войсковой столице началось и продолжалось несколько
лет подряд строительство здания для Екатеринодарского уездного училища
с бельведером и деревянными полами по плану, присланному Харьковским
университетом... Это, разумеется, было знаменательное событие в
культурной жизни нового степного края, заброшенного на окраине Русского
государства. Начало большому почину положено. В народе говорится:
горяч почин, да быстро остыл. На Кубани так не произошло. Когда
вникаешь в подробности школьного дела, то невольно поражаешься его
примитивности, почти сказочной наивности. Кубанский историк И.Д.
Попка, сам воспитанник народного станичного училища, будучи наделен
ярким писательским даром, с юмором вспоминал о прошлом кубанской
школы... Вот он, волнительный, радостный миг, запомнившийся на всю
жизнь! - ученик в первый раз пришел в первый класс, где преподавали,
начальную грамоту полуграмотные дьячки. "Школяр, - пишет очевидец,
- являлся в обитель науки в праздничном кафтане и с таким большим,
как он сам почти, горшком каши... Наставник, приняв дары - кусок
шелковой материи и медный ключ к двери дальнейшей грамотности -
гривну медных денег... ставил между невкусною умственной пищей вкусную
кашу и погружал в недра символического яства ложку - сам и птенцы
его".
Когда же горшок до дна опустошался, его, пустой и звонкий, "ученики
выносили и вешали на самый высокий кол плетня... и с расстояния,
указанного перстом наставниика, разбивали..." То-то была детская
потеха! Дружные крики, смех и гвалт ребячий! О каком же там "показателе
успеваемости или о больших успехах могла быть речь?..
Конечно, И.Д. Попка рассказал всего-навсего остроумную байку, но
в ней заключался определенный смысл, образно рисовавший школьный
быт тех далеких времен.
Более типичными фактическими подробностями о кубанской школе первой
половины XIX века, на мой взгляд, насыщены воспоминания некоего
"Участника" (С.К.), опубликованные в 1910 году в "Кубанских
областных ведомостях".
Черноморское уездное училище, основанное на деньги, собранные по
копейке К.В. Россинским у населения, находилось на территории нынешнего
городского парка им. Горького. Оно занимало отдельный деревянный
дом крестообразной формы, имевший круглый мезонин, увенчанный надстройкой
в виде фонаря, где помещался 20-фунтовый "колокольчик",
тот самый колокол, отлитый в Херсоне и привезенный на "нарочито
сделанном плоскодонном байдаке" вместе с другими - одним 36-фунтовым
и шестью многопудовыми. Этим звонким колокольчиком сторож созывал
каждое утро, в 8 часов, учителей и учеников к началу занятий.
Кстати сказать, рядом с училищем в 30-е годы XIX века находились
и Войсковая канцелярия, и суд, и острог, и правление, и архив, позже
перестроенный в общественный клуб, то есть все "войсковые присутственные
места".
Железная крыша училища, окрашенная красной масляной краской, издали
привлекала взор, сияя между зеленых дубовых ветвей, и была единственной
тогда в Екатеринодаре, так как в большинстве своем турлучные, деревянные
или саманные дома и хаты покрывались самым дешевым материалом, лежавшим
под рукой, - камышом или соломой. И потому горожане называли приметное
уездное училище за его яркую кровлю "красным". Бывало,
встретятся на базаре два знакомых казака, разговорятся.
- А где ваш сын учится? - спросит один у другого.
- В Красном училище! - И все ясно, как Божий день.
Красное училище считалось единственным во всей Черномории, где,
как говорили казаки, "учили толково".