Праздник
Троица на Кубани
Этот день еще называли Большим Праздником.
Его всегда особенно ждали - пятидесятый день от Пасхи, время на
грани весны и лета.
За день-два до Великого дня кто-нибудь из мужчин запрягал лошадь
в дрожки, снимал косу в сарае, подтачивал бруском и, обмотав куском
рогожи лезвие, отправлялся за травой. Ехал чаще всего на кордон,
реже - на какую - либо поляну или в мокрые балки, где сохранились
нераспаханная земля и разнотравье.
По дороге взгляд неудержимо притягивала волшебная скатерть-самобранка
луговых трав; а на ней - что душе угодно! Горицвет, донник, люби-друг,
мята, полынь, седые пучки ковыля...
Несколько широких взмахов косой - и под ноги ложатся душистые ватки
сена; только наклонись над ними, чтобы собрать в охапку - и закружится
голова от густого настоя травы и пряного запаха земли.
Возвращался казак после полудня. У калитки или на завалинке у хаты
его уже ожидала детвора. Завидев отца издалека, стаей воробышков
срывались ребятишки к нему навстречу, предвкушая радостный миг,
когда он остановится и рассадит их на сене. Они будут весело болтать,
подпрыгивать на свежей еще траве, игриво поглядывая по сторонам:
неужели никто не видит их счастья? Их, конечно, останавливали. Взрослые
спрашивали: «Где косили? Что уже сделали к празднику?», подходили
к дрожкам, вытягивали клок травы, нюхали, возвращали обратно.
Привезенную траву дома разбрасывали по полу ровным слоем, любимые
цветы - ромашку, цикорий, чабрец связывали длинными нитями пырея
и небольшими букетиками прикрепляли к спинкам кроватей, а веточки
вербы и цветущих вишен на иконы или над входными дверьми.
Заканчивалась работа в доме - не спешили уходить, собирались в горнице,
рассаживались по полатям вдоль стен, молча ожидая, как бабушка оценит
их усердие. А она к этому времени уже заканчивала осмотр комнат.
- Вот и дождались Троицы! - говорила она приветливо, входя в комнату
и крестясь. За нею крестились и остальные.
-Сердце радуется! Земля радуется! Видите, как она цветет! И сам
Господь Бог спускается к ней и к людям, хочет утешить их, убедиться,
что его помнят и берегут в своем сердце.
Тут она жестом правой руки приглашала посмотреть себе под ноги.
- Смотрите, какое диво дивное у нас. Запах, как в раю. Живи - и
умирать не хочется.
Что вы. что вы, бабушка! - останавливали ее внучки, подходили к
ней, гладили по плечам. - О чем вы говорите? Даже и не думайте об
этом. Живите, сколько вам хочется.
Бабушка приободрялась.
- Ну, что же, дети мои. Одно дело сделали — другое нас ждет. Работа
не любит сидячих, пойдем дальше. Помоги нам. Господи! Не оставь
нас, сирых, болезных, мятущихся и неразумных, - с этими словами
она широко крестилась, за нею - остальные. И все расходились по
своим делам.
До праздника обычно все, от мала до велика, старались побывать в
бане, чтобы в церковь пойти чистыми и пригожими.
После церковной службы возвращались домой, переодевались, брали
еду, немного домашнего вина и с детьми отправлялись в поле - хлеба
смотреть.
За дорожными разговорами незаметно добирались до своего пая.
Остановившись, взрослые мужчины спешили к посевам пшеницы, опускали
тяжелые ладони на колючие колоски, будто пробовали на упругость,
раздвигали их, срывали несколько штук, терли в руках, жевали молочные
зерна.
Женщины тем временем расстилали скатерти на траве, выставляли различные
кушанья, квас, первую зелень: петрушку, редис, укроп, лук.
Затем все садились кружком, и начиналась трапеза. Говорили о близкой
уборке хлеба, о том, как придется убирать: своими силами или нанимать
кого со стороны, какова плата за труд. Солнце клонилось к вечеру,
семья собиралась, но не домой, а на кордон - любимое место-отдыха
казаков.
Глядя с его ковыльной высоты на окружающие поля, вспоминали времена,
когда здесь держали границу линейные казаки.
Дети завороженно слушали рассказы старших.