Кубанская 
              домотканая рубаха
            
            Многое в хозяйстве казаки делали 
              своими руками. Это было творческой потребностью души. Да и несвойственны 
              им были праздность, безделье, пустые разговоры.
              Сделанные вещи берегли долго, ценя заложенный в них труд и трепет 
              мастерства.
              Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них 
              до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные 
              им невестами в день свадьбы.
              Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым 
              на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны 
              на воротнике; ее уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. 
              И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке 
              на домашнем ткацком станке руками любимого человека!
              Слово «домотканый» - старинное, в настоящее время почти не употребляется. 
              И связано это с тем, что изменилось время, жизнь и быт казаков, 
              их желания и потребности.
              Но волшебные крылья памяти могут перенести нас в прошлое, и мы увидим, 
              что означало слово «домотканый» в казачьем быту.
              Едва стаивал снег и устанавливалась хорошая погода, как казаки спешили 
              в поле проводить посевную.
              Вместе с другими сельскохозяйственными культурами сеяли и «прядиво» 
              - так в то время называли коноплю. В течение всего периода роста 
              за ней присматривали, ухаживали, пропалывали зеленые рядки и постоянно 
              прореживали, чтобы будылки - основные стволы растения - были толщиной 
              с большой палец.
              После уборки зерновых и подсолнечника наступал черед собирать коноплю 
              - она к этому времени уже полностью высыхала, и ее большие листья 
              обвисали, как тряпки.
              Мужчины выдергивали коноплю руками из земли, затем аккуратно укладывали 
              в мажару и отвозили к реке. Там ее пучками погружали в воду - утапливали, 
              а сверху, чтобы вода не снесла, забрасывали багном (илом). Через 
              неделю - другую листья оседали на дно, и как только «шкура» — волокна 
              - начинала отделяться от набухшего ствола растения, будылки вытаскивали 
              на берег реки, ставили шалашиком для просушки, затем это все свозили 
              в свой двор.
              Выбрав удобный день, во дворе укрепляли переясло - бревно под наклоном, 
              об него с силой били будылками конопли. От них отскакивали кострики 
              - щепки (ими после топили печь), нити собирали в клубки, а чтобы 
              они были еще мягче - детишки их раскатывали по полу и терли своими 
              ножками, обутыми в старые чувяки.
              Из клубков на пряхе вытягивали нить, которая наматывалась на скалку 
              и превращалась в большой клубок. Если клубков было много, то в комнату 
              заносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось великое 
              волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из него потом 
              шили любую одежду. Самая тонкая пряжа специально оставлялась для 
              детского белья и женских сорочек. Полотно, предназначенное для скатертей, 
              расстилали на берегу реки многометровыми полосами, которые отбеливали 
              при помощи воды, глины и солнца.
              Работа на станке не казалась монотонной, так как проходила в особой 
              обстановке. Изготовлением полотна обычно занимались зимой, когда 
              было свободное время. Длинными вечерами семья собиралась в одной 
              из больших комнат. Медленно остывала хорошо натопленная печь, на 
              столе горела большая керосиновая лампа - десятилинейка. И все, кто 
              сидел вокруг нее, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, 
              мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети от мала до велика с 
              любопытством поглядывали сверху, забравшись на печь.
              И вдруг кто-то из взрослых, напустив строгость, словно невзначай, 
              как снежок, бросал в их сторону вопрос-загадку:
              * Почему царь Будимир живет в курятнике?
              * Потому что он петух! — раздавался в ответ звонкий голосок.
              Смех, веселье. И вот уже с разных сторон летят загадки одна хитрее
              другой:
              Сама в избе - Руки на дворе.
              (Матица)
              
              Иван да Стефан Видят друг друга, А не сойдутся.
              (Пол и потолок)
              
              Белый огонь Палит ладонь, Дыма не знает. Нас согревает.
              (Лампа)
              
              
              Чубом встряхнет - Зерно посыплется.
              (Колосок)
              
              Всем руку подает, А себя не называет.
              (Дверь с ручкой)
              
              Зимой жует, Летом уснет.
              (Печь)
              
              Маленький,
              Горбатенький.
              Поле обошел- Всем зерно нашел.
              (Серп)
              
              Павлушки да Петрушки Собрались в избушке,
              О солнце мечтают, Землю величают.
              (Колос)
              
              Щедрая царица Кормит станицы
              (Пшеница)
              
              
              
              Взбудораженные загадками дети долго не засыпают, перебирая, пересказывая 
              друг другу услышанное диво. Многое потом забудется: и вечер, и зима, 
              и веселье, но навсегда останутся в памяти веселые загадки.