Иконы в казачьей
семье
Каждая большая казачья семья - а
они, как правило, были такими - считала долгом одну из дочерей
в возрасте двенадцати-тринадцати лет отправить на целый год к монашкам.
Те жили во всех станицах, чаше всего по двое, поблизости от церкви.
Казаки их звали сестрицами. Относились к ним почтительно, с подчеркнутым
уважением за истовое служение Богу, преклонялись перед их праведной
отшельнической жизнью.
Именно «христовым невестам» казаки доверяли судьбу одной из дочерей.
Она должна была во время пребывания в их доме учиться смирению,
почтению к старшим, тихой любви к Богу. Все это время ей полагалось
ходить в церковь, участвовать в церковной службе, крепко запоминать
слова, советы, пожелания, как в мирской жизни претворять заповеди
Всевышнего.
Одновременно девочку обучали свободно читать Библию (а значит, предполагалось
владение церковнославянским языком), изучали Евангелие.
В самом начале девочку испытывали. Монашки брали сито, переворачивали
его вверх дном, укрывали кашемировым платкам и сверху клали Евангелие.
- Прочтешь до конца - платок твой! - говорили они ей. оставляя одну
в комнате.
Сами уходили. Но исподволь все же подглядывали, как она читает:
серьезно, вдумчиво или постоянно подскакивает, поглядывая в окна
на улицу, читает все подряд или просто перелистывает. Затем следовала
беседа и вопросы по содержанию отдельных глав. Только потом принималось
окончательное решение: останется она в доме монашек или возвратится
домой.
Девочек, которые прошли такое обучение, в станице называли воспитанницами
монашек. Ими гордились родители. Да и как было не радоваться, если
в доме отныне жил человек, придирчиво следивший за всем, что касалось
глубины веры, правильного служения Богу; а в случае, если в семье
кто - то умирал, - было кому его отпевать, соблюдая давние традиции
предков.
Именно эти девочки и подсказывали выбор иконок - миниатюрных, со
спичечный коробок изображений Иисуса Христа, Богоматери, Николая
Чудотворца, Георгия Победоносца, ангелов-хранителей.
Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользовались
постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу,
казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем
Святым; чтобы не было скандала в доме - поможет Гурий, Самой и Явив;
чтоб дома все были здоровы - просили целителя Пантелеймона, собираясь
на военную службу — обращались к Георгию Победоносцу.
Большим праздником для станичников были дни, когда из далекого известного
монастыря привозили чудотворную икону. Ей устраивали пышную встречу.
На всем пути от железнодорожного вокзала до центра, где находилась
церковь, вдоль дороги с двух сторон выстраивалась чуть ли не вся
станица. Когда мимо проносили икону - люди опускались на колени,
кланялись ей до земли, крестились. В церкви, где икону устанавливали
для поклонения, не иссякал живой поток казаков.
Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые
места, — паломников.В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили
в честь этого события молебен,желали удачи п счастливого пути.
Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре. Новому Афону - была
долгой, порой опасной, потому паломники чаше всего присоединялись
к купеческим обозам или к чумакам.
То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, дорогим
подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.
Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест, через
Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на
ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.