Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

 

Кубановедение

Иконы в казачьей семье

Каждая большая казачья семья - а они, как правило, были такими - счита­ла долгом одну из дочерей в возрасте двенадцати-тринадцати лет отправить на целый год к монашкам.
Те жили во всех станицах, чаше всего по двое, поблизости от церкви. Казаки их звали сестрицами. Относились к ним почтительно, с подчеркнутым уважением за истовое служение Богу, преклонялись перед их праведной от­шельнической жизнью.
Именно «христовым невестам» казаки доверяли судьбу одной из дочерей. Она должна была во время пребывания в их доме учиться смирению, почтению к старшим, тихой любви к Богу. Все это время ей полагалось ходить в церковь, участвовать в церковной службе, крепко запоминать слова, советы, пожелания, как в мирской жизни претворять заповеди Всевышнего.
Одновременно девочку обучали свободно читать Библию (а значит, пред­полагалось владение церковнославянским языком), изучали Евангелие.
В самом начале девочку испытывали. Монашки брали сито, переворачивали его вверх дном, укрывали кашемировым платкам и сверху клали Евангелие.
- Прочтешь до конца - платок твой! - говорили они ей. оставляя одну в комнате.
Сами уходили. Но исподволь все же подглядывали, как она читает: серьез­но, вдумчиво или постоянно подскакивает, поглядывая в окна на улицу, читает все подряд или просто перелистывает. Затем следовала беседа и вопросы по содержанию отдельных глав. Только потом принималось окончательное решение: останется она в доме монашек или возвратится домой.
Девочек, которые прошли такое обучение, в станице называли воспитанницами монашек. Ими гордились родители. Да и как было не радоваться, если в доме отныне жил человек, придирчиво следивший за всем, что касалось глубины веры, правильного служения Богу; а в случае, если в семье кто - то умирал, - было кому его отпевать, соблюдая давние традиции предков.
Именно эти девочки и подсказывали выбор иконок - миниатюрных, со спичечный коробок изображений Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чу­дотворца, Георгия Победоносца, ангелов-хранителей.
Маленькие иконки были очень распространены среди казаков. Ими пользо­вались постоянно. Отправляясь на ярмарку, пусть даже в соседнюю станицу, казак непременно возьмет с собой в нагрудный карман иконку с Николаем Святым; чтобы не было скандала в доме - поможет Гурий, Самой и Явив; чтоб дома все были здоровы - просили целителя Пантелеймона, собираясь на военную службу — обращались к Георгию Победоносцу.
Большим праздником для станичников были дни, когда из далекого изве­стного монастыря привозили чудотворную икону. Ей устраивали пышную встречу. На всем пути от железнодорожного вокзала до центра, где находилась церковь, вдоль дороги с двух сторон выстраивалась чуть ли не вся станица. Когда мимо проносили икону - люди опускались на колени, кланялись ей до земли, крестились. В церкви, где икону устанавливали для поклонения, не иссякал живой поток казаков.
Великим уважением окружали в станице тех, кто отправлялся в святые места, — паломников.В церкви торжественно оглашали их фамилии, служили в честь этого события молебен,желали удачи п счастливого пути.
Дорога к святым местам: Киево-Печерской лавре. Новому Афону - была долгой, порой опасной, потому паломники чаше всего присоединялись к ку­печеским обозам или к чумакам.
То, что паломники приносили по возвращении, было самым ценным, до­рогим подарком: нательные крестики, Евангелие, иконы и иконки.
Казачьи семьи радушно принимали паломников из далеких мест, через Кубань в Новороссийск проходил путь в Иерусалим. Их оставляли на ночлег, щедро угощали, жадно слушали рассказы о святых местах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн