Кубанские
пословицы
О запорожских
корнях
- Как за ухом чуприна,
так и казак.
- Жинки дома хозяйничают, а казаки в Сечи.
- Казак без пики, как девка без мониста.
- Запорожцы - витязи моря.
О воинской
службе
- Сила казаков от земли, удальство
от рати.
- Где курган, там и пост казачий.
- Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шрамами отмеченный.
- Пластуна и камыш укроет, и кочка спасёт.
- Отвага казаку - половина удачи.
- Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
О переселении,
обретении новой родины
- Ногайская степь широкая, да обманчива.
- У казака две опоры: плуг да сабля.
- Землянка - первый приют казаку.
- Матушка Кубань всех принимает: и хохлов, и рассейцев.
- Где курень - там и хутор.
- Хутор панский обходи с опаской.
Мирные заботы
- Не отстанет плуг от казачьих рук.
- Хата бела, да без хлеба в ней - беда.
- Слова не деньги, сноп не хлеб.
- До Бога без молитв - будешь чертом бит.
Стремя для
казацкого чобота, что крыло для пяты Меркурия
Тогда житье было на казатчине! Какое диво, что само небо было к
нам ласковее! Мы величали друг друга братом, а кошевого атамана
батькой. Так оно было и на самом деле. Мы не чувствовали тесноты
в светличке о трех окнах, под низко спущенной камышовой крышей,
где на светанье Божьего дня звонко чиликали воробьи, благодарные
за ночлег под одним с нами смиренным кровом. Наши матери и молодицы
разъезжали в стародубовских кибитках, в которых только и роскоши
было, что медные головки на "цвяшках" (гвоздиках), а мы-то,
мы с пренебрежением смотрим на колеса - и нас носили стремена. Стремя
было для казацкого чобота, что крыло для пяты Меркурия.
Казак без
пики, как девушка без ожерелья.
Конный черноморский казак вооружен ружьем, пистолетом, кинжалом,
шашкой и пикой. Всего этого слишком много. Что же касается последнего
оружия, то о нем у казаков спор. Приверженцы старины стоят за пику,
и, кажется, по одной только привычке, по старинной прибаутке: "Казаку
без пики, как девушке без ожерелья". Молодое поколение бросает
остракизм против пики, потому что не видит подвигов, совершенных
пикой, и, что еще важнее, не замечает в горцах никакого страха к
этому богатырскому оружию, страшному только в известном месте и
при множестве известных условий.
Что хорошо
выдумано, то полезно и перенимать.
Вне строя, в походном и домашнем быту, казаки носят черкесскую одежду,
предпочитая ее своей форме, как за легкость и удобство покроя, так
и за прочность сукна. В черкесской одежде, как бы тепло ни оделся
казак, он одинаково будет поворотлив и проворен. Черкесская одежда
и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного
щегольства для урядника и офицера. Вообще, все черкесское пользуется
уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо:"Что
хорошо выдумано, то полезно и перенимать". В похвалу изобретательности
и тонкому вкусу черкесов следует сказать, что у них не только воинское
снаряжение, но даже земледельческие орудия, не только подсошки при
ружье, но соха и вилы на гумне отличаются легкостью, удобством и
приятной отделкой.
Бог не без
милости, а казак не без доли (не без счастья)
В пикете - укреплении на возвышенном месте - помещается от трех
до десяти человек... они черпают силу и мужество в решительные минуты
боя из своего задушевного прадедовского убеждения:"Бог не без
милости, казак не без доли". Были примеры, что человек десяток
дружных односумов, внезапно осажденных в своем плетневом кошеле,
с виду готовом скатиться в Кубань от одного толчка, не думали сдаваться
на предложение черкес, сделавшееся ходячей поговоркой:"Эй,
Иван, гайда, за Кубань!", не теряли головы и геройски выдерживали
яростные приступы.