Орудие труда
на Кубани - чистик
Земля-матушка!
Это присловье часто можно было слышать в кубанских хуторах и станицах.
В нем отразилось особое отношение казаков к земле, убеждение в нерасторжимом
слиянии человека и природы.
Впрочем, по-другому и не могло быть. Земля кормила, она была основой
хозяйства. Имея собственный пай, казак чувствовал себя свободным,
чем мог похвалиться далеко не всякий в тогдашней России. Соответственно
и обращение с землей становилось поистине сыновним: бережливым,
трепетным.
«Линейцы, отмечали в XIX веке «Кубанские областные ведомости», -
делают свои нивы аккуратно, грудья тщательно разбивают боронами,
так что вспаханное поле представляется как бы настланным сырцом
чернозема» («КОВ», 3 августа 1874 года).
В той же заметке корреспондент сообщает, что казаки охотно используют
не «ветхозаветные» плуги, а усовершенствованные, немецкие. Были
у тогдашних земледельцев и свои «календарные» сроки сева зерновых
культур: «... линейцы на озимый хлеб начинают пахать уже с июня
месяца, а в августе при первом дожде уже производят засев».
Но что особенно удивило тогдашнего корреспондента, так это прополка
казаками наделов пшеницы: «... на Линии (имеется в виду северо-восточная
часть Кубани. - М.) очень часто можно видеть в поле сотни женщин,
девушек и разных ребятишек, старательно освобождающих свои хлеба
от избытка сорных трав».
Нашему современнику тоже удивительно: неужели можно пропалывать
пшеницу? Несколько гектаров? Вручную? Или, быть может, при помощи
какого-то инструмента?
Да, такой инструмент был. И без него в полевых работах казаки не
могли бы обойтись. Назывался он чистиком.
Чистик - не тяпка, но сходство между ними есть.
Его сегодня не встретишь даже на стендах краеведческого музея, только
в старых казачьих станицах порою мелькнет он в какой-либо семье
и после работы спрячут его в сарае до следующего сезона.
Представьте себе закаленную железную полосу в два пальца шириной,
длиной в 20—25 сантиметров. К ее верхней части припаяно широкое
кольцо для насаживания на деревянную ручку. Верх железной полосы
узкий, книзу расширяется на 4 - 5 сантиметров, кончик его затачивался.
Был еще один вариант этого инструмента. Назывался истоком. Внешне
исток очень напоминал «сородича», но в отличие от чистика расходился
книзу двумя зубьями, которые тоже затачивались.
Запасливый хозяин осенью на ярмарке покупал целую связку чистиков,
по десять штук на проволоке, вешал их на видном месте в сарае, и
те ожидали своего часа всю зиму.
В апреле, когда молодая пшеница поднималась в рост и ее начинали
забивать густые круги осота, сурепки, молочая, хозяин спешно вывозил
семью на прополку. Если этого было недостаточно, нанимал рабочих
со стороны. Денег на их содержание хозяин не жалел, даже кормил
их в поле - и все ради того, чтобы не упустить сроки прополки и
не дать сорнякам «забить» пшеницу.
Такой усиленной прополки хватало до конца мая начала июня, после
чего все повторялось. Но к тому времени прежней засоренности и уже
не было, а значит, и сама работа проходила легче и быстрее.
Слово «чистик» - возможно, кубанское «изобретение»: в толковом словаре
Даля его нет. Об этом говорит и распространенность на Кубани фамилии
Чистиковы.